Интернет-магазин живой косметики Spaquatoria (официальный сайт производителя)
  
+7 (495) 773-30-99,
+7 (929) 675-33-22

c 10-00 до 19-00. Пн-Пт.

Интервью со Светланой Мухтаровой в журнале Cabines.


Жемчужина Российского производителя

Российские качественные конкурентноспособные бренды профессиональной косметики — редкие жемчужины на отечественном бьюти-рынке. Как удалось создать такую оригинальную марку с четкой концепцией и тщательно выверенным составом? Это возможно, когда за плечами солидная научно-производственная база и интеллектуальное наследие нескольких поколений ученых. Но обо всем по порядку. У нас в гостях — Светлана Мухтарова, автор SPAQUATORIA professional.

Cabines: Светлана, когда Вы почувствовали интерес к разработке формул для косметических продуктов?

Светлана Мухтарова: Свое призвание нашла не сразу. Дедушка — видный ученый, физик, доктор наук,— работал в команде нобелевских лауреатов Басова и Прохорова. Трое детей дедушки, включая моего папу пошли по его стопам. Поэтому детство я провела в кругу ученых. Все ждали, что и я стану физиком. Но в школе у меня не сложились отношения с физикой, впрочем, как и с химией. И я поступила в Международный университет потребительской кооперации на экономический факультет, получила диплом по специальности «Экономика и управление на предприятиях». Первое образование очень мне помогает до сих пор.

Когда я окончила университет, папа уже основал Научно-производственное объединение «Техкон», где было налажено производство биологически-активных ингредиентов, нашедшее широкое применение в косметологии. С ними мы впервые приняли участие в одной из первых выставок «Интершарм» в Сочи. Там мы вошли в состав рабочей группы, на которой было принято решение об организации Российской парфюмерно- косметической ассоциации (РПКА). Вот такие исторические моменты для российского косметического рынка связаны и с моим решением — сменить профессию экономиста на технолога-разработчика косметических рецептур.

Как только на выставке я увидела флаконы с косметикой, в которые добавляли наши ингредиенты, я загорелась желанием создавать рецептуры. Я вспомнила, как любила проводить время у папы на работе. С 1975 года и до 1988 он возглавлял крупную научно-исследовательскую лабораторию при Министерстве сельского хозяйства, которая занималась разработками технологий по извлечению биологически активных веществ из натурального сырья. После перестройки бизнес, основанный отцом, стал продолжением его научной деятельности, а я всегда хотела быть рядом с папой и ему помогать. Работа в лаборатории меня особенно вдохновляла. Вспоминаю, как во время учебы на технолога, моя преподавательница назвала день, когда я буду допущена в лабораторию и сделаю свой первый крем. От радостного волнения накануне я не смогла уснуть. А с началом работы в лаборатории изменилась моя реальность. Работа настолько захватила меня, что я не замечала, как пролетал день, по ночам мне формулы снились, и наутро я снова спешила в лабораторию. Увидев мое погружение в профессию, папа в 1995 году решил переоборудовать один из имеющихся на предприятии цехов под производство косметики.

Светлана Мухтарова, автор SPAQUATORIA professional

В 1999 году мы выпустили косметическую линию «Золотая тайна», объем производства которой в течении первого года достиг 1 млн. единиц в месяц. Это позволило нам оснастить оборудованием научно-исследовательский центр — сердце нашего предприятия, а в 2004 году мы построили новый образцовый цех по производству косметики, соответствующий всем международным критериям. К нам приезжали представители крупнейших европейских косметических корпораций, и они были искренне поражены уровнем нашего производства и отмечали, что такого в России еще не видели. В те годы мы получили значимые международные награды, в том числе и «Российский национальный Олимп», как выдающееся предприятие малого и среднего бизнеса. Вручение этой награды транслировалось по первому каналу телевидения.

Будучи уже опытным технологом, я поступила в аспирантуру Российского химико-технологического университета им. Менделеева. Под руководством доцента кафедры коллоидной химии В. Е. Кима, прекрасного человека и учителя, который внес значительный вклад в развитие косметической отрасли в России, я работала над диссертацией, посвященной агрегативной устойчивости косметических эмульсий. Для поступления в аспирантуру и в процессе учебы пришлось изучить несколько разделов химии и физики. Связь с дисциплинами, потерянная когда-то в школе, была восстановлена, а я не только поверила в свои силы, но и так полюбила учиться, что продолжаю до сих пор. Сейчас мои любимые предметы — аюрведа, фитотерапия, ароматерапия, ольфактотерапия.

В середине двухтысячных годов я ощущала себя курицей, несущей золотые яйца, но постепенно теряла интерес к своей профессии. Дело в том, что массмаркет связывает производителя по рукам и ногам. Все, что требуется от технолога разработчика,— не выходить по себестоимости ингредиентов за определенные рамки и обеспечивать стабильность продукции в течении заявленного срока годности. Мне становилось скучно, никакого размаха для творчества. С другой стороны убивали хамское отношение и жесткие условия работы со стороны крупных розничных сетей. Я перестала испытывать радость от работы, а бизнес только ради прибыли мне был неинтересен.

Cabines: Что вдохновило Вас на возвращение в красивый бизнес?

Светлана Мухтарова: На пару лет я отошла от дел. Занималась воспитанием детей и поиском своего места в жизни. В 2006 году мы с мужем впервые поехали в Индию. Поездка была очень необычная, мы оказались в группе паломников. Для нас с мужем эта поездка стала настоящей культурной революцией. Там же я отметила свое 33-летие. В этот день со мной произошло нечто удивительное. Я поняла, что духовная реальность не плод чьего-то воображения, она существует. И я еще никогда не испытывала столь глубокого потрясения, обретя свой первый духовный опыт. Это было днем пробуждения моей души. Я смотрела на Индию глазами западного человека, видела большое количество противоречий, со многим мне было сложно примириться. В тоже время я видела людей, лучших их тех, которых я когда-либо встречала раньше: благородных, умных, образованных, успешных и не очень, но все они были движимы одной потребностью — бескорыстно любить. Я мало что понимала тогда, но одна мысль не оставляла меня в покое, если эти люди здесь, то в этом месте есть нечто очень ценное, к чему бы и мне хотелось прикоснуться.

В этой поездке мы с мужем встретили своего духовного учителя B. B. Gowinda Swami, американца по происхождению, который как монах живет в Индии 40 лет, много путешествует по миру, щедро распространяя духовное учение Гаудия Вайшнавизма. Он вложил нам в сердце знание о том, что истинное счастье можно обрести только в служении. Это значит, что всё, что нам дано Богом или от природы, мы используем в служении, чтобы воздать им должное. Этот закон универсален, даже если человек не верит в Бога, он может служить природе, социуму. Я видела многих глубоко верующих и атеистов, они все приходили к этой формуле: счастье — в служе- нии или в самоотдаче, дарении.

Тогда я поняла, что что моя любимая профессия — это способ, которым я могу приносить что-то ценное в этот мир. И всё заиграло новыми красками. Я снова стала появляться в лаборатории и создавать формулы для своих близких и друзей, старалась создавать самые лучшие средства, использовав сложные технологии и качественные ингредиенты. Спрашивала себя, мог бы мой духовный учитель пользоваться этим средством? Дело в том, что саньясси (монахи) ведут особый образ жизни, они очень чувствительны к энергиям, им нужны максимально натуральные составы, благостные компоненты. Никаких продуктов насилия, минимум синтетики и агрессивных ароматов. Так я вернулась к любимой работе, воспринимая ее теперь как способ отдать лучшую частицу себя.

Cabines: А как появилась идея создания своего бренда?

Светлана Мухтарова: В 2003 году я впервые побывала на спа-курорте в Австрийских Альпах. Мне очень понравился такой отдых, я почувствовала медитативное погружение, гармонию и тихую внутреннюю радость. При отеле была конеферма и небольшая лаборатория по производству косметики на основе кобыльего молока. Меня захватила идея такого камерного подхода, штучного производства концептуальной косметики. Но в то время я еще не видела возможности производить, а, главное, продавать такую косметику у нас. Я решила создать косметику для домашнего спа. Линия была основана на принципах талассотерапии и аромакологии. Всего 4 аромата и 9 средств, которые впервые были представлены на выставке «Интершарм» в 2005 году. Тогда мы все еще работали с розничными сетями и оказалось, что мы опередили свое время — термин «спа» был многим незнаком, а косметика оказалась дороговата для массмаркета.

Несколько лет спустя, в 2010 году, я приступила к разработке бренда профессиональной косметики для спа-процедур. Не изменилось только название, а концепция линии стала совершенно иной. Случилось это так. Вернувшись к работе в лаборатории с новым вдохновением, я стала разрабатывать косметику буквально штучным тиражом, заменяя воду на отвары лекарственных трав, синтетические отдушки и консерванты — на эфирные масла. За счет сарафанного радио спрос на нее постоянно рос. Параллельно у нас появился заказчик на контрактное производство профессиональной косметики, и я увидела совершенно другой подход к продажам, через обучение специалистов. Особенно меня привлекла идея честного и эффективного продукта, ведь мастера не обманешь, заметит пустышку сразу.

Поэтому я решила создать бренд именно в области профессиональной косметики. Здесь все мои идеи вызвали большой отклик, у меня появился простор для творчества. Тяготило только то, что мы всё еще по накатанной продолжали работать с сетями, и это был основной доход компании.

В 2015 году доля SPAQUATORIA стала весомее. Мы радовались успехам, новым партнерам, с которыми складывались дружеские отношения, интересным перспективам. На контрасте с этим в направлении массмаркет партнеры попытались нас обмануть — открыли подпольных цех и переманивали наших клиентов более низкой ценой, даже попытались подделать SPAQUATORIA, не разобравшись в нюансах этого направления. Потрясенные и разочарованные, к тому же уставшие от постоянной борьбы и напряжения, мы с мужем приняли решение прекратить выпуск продукции массмаркет и работу с розничными сетями. Это было не просто, ведь массмаркет был значительной долей нашего оборота, а фабрика — это большое хозяйство, высокие налоги на землю, траты на электричество. Да и доходы от массмаркета помогали нам развивать наш профессиональный бренд. Но мы пришли к этому решению вместе, больше нельзя было тратить драгоценное время на бизнес ради бизнеса, без радости и вдохновения.

И вот интересно, как только мы пришли к этому решению, открылись новые возможности, о которых мы даже и не подозревали — стали появляться творческие и независимые партнеры, сотрудники, кто так же, как и мы, в своем деле видел особый смысл, не основанный лишь на выгоде. Мы потеряли привычный доход, но это помогло нам пересмотреть и сократить расходы, а когда доход восстановился, у нас стало гораздо меньше балласта. Как будто вселенная одобрила наш выбор и развернулась навстречу.

Cabines: Состав косметики Spaquatoria, косметологические процедуры и оформление — все это связано с Индией. Какое место занимает Индия в вашей жизни?

Светлана Мухтарова: Индия — место, связанное с моими самыми глубокими духовными переживаниями. Видимо, это неслучайно. В одном древнем тексте я встретила описание: «Земля состоит из семи континентов, окруженных семью океанами. В самом центре находится материк, назы- ваемый Бхарата-Варшей (Индия), который так же известен под названием Карма-бхуми, что означает «благоприятнейшее место» для совершения деяний во имя обретения духовного совершенства».

Индия — моя сокровищница. Знания, которые я получила здесь однажды, перевернули мою жизнь и продолжают помогать, даже в профессиональной сфере. С 2006 года я изучаю Аюрведу и вижу большие возможности распространения ее принципов в спа и велнес. С нашим ведущим тренером Татьяной Захаровой мы разрабатываем комплексные процедуры, основываясь на индивидуальном подходе к каждому клиенту, как учит Аюрведа. А также знакомим специалистов с ее фундаментальными принципами, донося их понятным западному складу ума языком. Это очень ценные и универсальные знания, которые способствуют и профессиональному, и личностному росту.

Конечно, это не значит, что без знаний Аюрведы нельзя пользоваться нашей косметикой. Но мы даем возможность специалистам идти глубже, чтобы лучше понимать потребности своих клиентов.

Cabines: Расскажите, пожалуйста, о производстве — где вы закупаете ингредиенты, как контролируете качество?

Светлана Мухтарова: У нас собственное производство на северо-западе ближайшего Подмосковья. Два отдельных цеха: по производству биологически активных ингредиентов для косметики и по производству готовых косметических средств. А также отдельный корпус Научно-исследовательского центра, в который входят 4 лаборатории: аналитическая, физхимии и микробиологии, биотехнологий и косметики. В двух лабораториях контролируют качество исходного сырья и готовой продукции. А две других — занимаются разработками новых ингредиентов и косметических средств. В рецептурах мы используем ингредиенты собственного производства и импортное сырье от известных производителей.

Cabines: Исходя из названия, Ваша косметика предназначена для спа. Как Вы проводите обучение специалистов?

Светлана Мухтарова: Мы разрабатываем косметику для профессионального применения в спа. Есть средства профессионального ухода, которые нельзя приобрести в домашний уход, а есть средства для домашнего ухода, но и их мы реализуем только через спа, салоны красоты или массажные студии. У нас есть обучающий центр, как и у большинства наших дитрибьюторов, и тренерский состав. Мы знакомим массажистов и косметологов с протоколами процедур, составами и свойствами. А также приглашаем независимых преподавателей, чтобы познакомить специалистов с наиболее интересными массажными техниками. В прошлом году мы организовали конференцию интегративных массажных техник и оздоравливающих практик «Healing space», которая вызвала большой интерес у клиентов. Мы планируем регулярное проведение таких мероприятий.

Cabines: Как ситуация с коронавирусом повлияла на работу вашей компании? Будете ли вы менять что-то в продуктовой линейке?

Светлана Мухтарова: Карантин стал для нас своеобразным трамплином. В апреле и мае наши клиенты были закрыты, а выручка была практически только от средств для домашнего хода, реализуемых через интернет-магазин. Но в июне мы заметили существенный рост продаж, по сравнению с июнем прошлого года, а уже в июле сделали абсолютный рекорд по продажам за все время, несмотря на летний сезон.

Карантин навеял мне идею создания новой линии средств для личной гигиены на основе наших непревзойдённых помощников — эфирных масел. Являясь квинтэссенцией иммунной системы растений, они помогают и нашему организму защититься от вирусов, а так же способствуют гармонизации нашего психоэмоционального состояния, что тоже очень важно. Уже скоро первые средства новой линии появятся у наших клиентов.


2020 август-сентябрь, Cabines


Будьте всегда в курсе!
Не пропускайте новости о наших акциях, скидках и событиях, подпишитесь и узнавайте о них первым.